АО «НК «ҚТЖ» последовательно выполняет План мероприятий по реализации Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы

В АО «НК «ҚТЖ» планомерно реализуются мероприятия по повышению качества предоставляемых услуг по перевозке грузов и пассажиров, автоматизации процессов, по расходу топливно-энергетических ресурсов.

В 2017 году усовершенствована Автоматизированной системы управления «Договорная коммерческая работа» (АСУ ДКР).

Система направлена на автоматизацию процессов формирования заявок, оформления перевозочных документов, оплаты за грузовые перевозки, электронного предварительного информирования, трансграничного взаимодействия информационных систем.

В настоящее время к АСУ ДКР подключены все ж/д станции, 98% перевозочных документов оформляются в данной системе. Возможностями АСУ ДКР пользуются и нерезиденты РК, отправляющие грузы с казахстанских станций, расположенных на территории России, Кыргызстана и Узбекистана. С внедрением АСУ ДКР в АО «НК «ҚТЖ» процесс оформления заявок на отправку грузов стал для грузоотправителей полностью прозрачным, исключен «человеческий фактор» при подаче и согласовании заявки на перевозку грузов.

Особое внимание уделяется актуализации нормативно-правовых актов по вопросам железнодорожного транспорта. В 2017 году АО «НК «ҚТЖ» инициировано внесение изменений в законодательство РК по использованию электронной накладной при оформлении перевозок грузов железнодорожным транспортом в АСУ ДКР в части признания накладной единого образца в электронной форме в качестве перевозочного документа наряду с бумажным документом.

В статью 387 нового Налогового кодекса, принятого 13 декабря 2017 года Парламентом РК, внесена норма, предусматривающая, что документы, подтверждающие международные перевозки, могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в электронной форме.

В целях контроля и учета расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, а также в соответствии с Законом «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» в 2012 году в АО «НК «ҚТЖ» внедрена Автоматизированная система управления «Энергодиспетчерская тяга» (АСУ ЭДТ). Данный проект был одобрен АО «Самрук-Қазына» и признан стратегическим в сфере железнодорожного транспорта.

АСУ ЭДТ предназначена для автоматизации процесса и процедур учёта, контроля и анализа потребления электрической энергии и дизельного топлива и представляет собой систему обработки данных, поступающих от локомотивов, оборудованных системами учета электроэнергии и дизельного топлива, в режиме «реального времени». Внедренная автоматизированная система управления предназначена для предотвращения хищений топливных ресурсов, а также действий коррупционного характера.

В результате внедрения системы снижен удельный расход дизельного топлива тепловозами, оснащенными АСУ ЭДТ, к уровню удельного расхода неоснащенными тепловозами в базовом 2012 году: в 2013 году – на 5,04%, в 2014 году – на 6,92%, в 2015 году – на 7,35%, в 2016 году – на 10,8%, в 2017 году – на 13,6%.

В целях повышения качества обслуживания пассажиров, а также обеспечения прозрачности предоставляемых услуг, исключения перепродажи билетов и расширения каналов продаж в АО «Пассажирские перевозки» с 2014 года реализуется проект по внедрению технологий оформления электронного билета. Пассажирам предоставляется возможность оформления электронных проездных документов без необходимости обращения в билетные кассы и распечатки билета на бланке строгой отчетности.

Сегодня для населения реализованы следующие каналы продаж:

  • свыше 10 интернет-сайтов (epay.railways.kz, rail-travel.kz, railways.silktour.kz, ibel.kz, aviata.kz, railway.blizzard.kz, avia-online.kz, flight.kz, tickets.kz и другие);
  • свыше 17 тысяч платежных терминалов самообслуживания («Касса 24», «Киви» и другие);
  • почтовые отделения АО «Казпочта» по всей стране;
  • международную систему Амадеус;
  • билетные кассы.

В настоящее время на сайте rail–travel.kz АО «НК «ҚТЖ» реализован функционал «Электронный лист ожидания», который позволяет, при отсутствии проездных документов в свободной продаже, регистрировать пассажиров: в случае возврата и высвобождения броневых мест система будет в автоматическом режиме предлагать приобретение билетов в порядке очередности.

Количество транзакций по оформлению электронных проездных документов (билетов) за 2017 год составило 13,5 млн., что аналогично показателю 2016 года и в 2,2 раза больше по сравнению с 2015 годом.

В целях правовой информированности о действиях/бездействиях, содержащих признаки коррупционных преступлений и их последствиях, формирования у персонала антикоррупционного сознания по группе компаний АО «НК «ҚТЖ» в 2017 году проведены круглые столы, лекции, семинары и тренинги на темы «Повышение роли государства и общества в реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан: просвещение, стандарты, прозрачность», «Борьба с коррупцией», «О вопросах профилактики и противодействия коррупции», «Антикоррупционная стратегия» и другие.

Данные мероприятия проведены с участием представителей антикоррупционных ведомств, партии «Нур Отан», Республиканского общественного объединения «Общенациональное движение против коррупции «Жанару» и т.д.

Организованы публикации в отраслевых СМИ специальных материалов о принимаемых Компанией мерах по противодействию коррупции.